16 апреля 2016 г.

Университет Жана Монне

Чтобы добавить немного дегтя в предыдущую статью расскажу о недостатках учебного заведения в котором я учусь или о трудностях, с которыми вы можете здесь столкнуться. В интернете очень мало информации по данному вузу, поэтому данная заметка будет прежде всего полезна тем, кто был зачислен в Университет Жана Монне и теперь думает ехать или нет как это было когда-то со мной или для тех, кто рассматривает данное учебное заведение в качестве возможного места получения образования за рубежом.

Несмотря на все достоинства зарубежной системы образования, которые были перечислены в предыдущей заметке, существует масса недостатков применительно к конкретному месту. Во-первых, это технические средства и сервисы (facilities), которыми обладает университет. На первый взгляд в UJM есть много чего, что любому российскому вузу и не снилось: в любом корпусе есть вай-фай, в каждой аудитории есть проектор и он всегда готов к работе (что меня больше всего удивляет преподаватель подключает кабель в свой ноутбук и не тратит ни минуты времени на настройку), на каждом углу есть розетки для зарядки своего оборудования, есть автоматы по продаже кофе и закусок по доступной цене, две комнаты отдыха с диванами и микроволновками. Но это только на первый взгляд. До зачисления сюда я был на экскурсии в Технологическом университете Лаппенранты (LUT) в Финляндии, Королевском технологическом институте в Стокгольме (KTH) в Швеции и Университете Масарика в Брно (MU) в Чехии и мне есть с чем сравнить. Первая и самая острая проблема - это нехватка компьютеров в компьютерных классах для студентов во время занятий, а иногда банально нехватка места в таком классе. Как результат, на все лабораторные, презентации и проекты нужно приносить свой ноутбук и заниматься в лекционной аудитории. Для меня это оказалось критично. До приезда сюда я спрашивал нескольких своих друзей кто учился в Европе, нужно ли носить свой компьютер в университет, все говорили в один голос что нет. Поэтому я купил самый большой и тяжелый ноутбук (мощный и комфортный для домашней работы) и теперь приходиться частенько его брать с собой. И если вы все еще думаете привезти с собой свой домашний десктоп, как меня тут спрашивают на фейсбуке, то забудьте про это.

Вторая проблема, здесь просто нет нормального места где можно учиться, не считая дома. Нет, места полно, можно занять любую свободную аудиторию например. Но проблема в том, что университет открыт только до 19 часов, лекции обычно до 17-18 и ближе к 19 начинают всех выгонять, а по выходным и праздникам все закрыто. Правда, есть просторная библиотека (и даже не одна), в которой я очень люблю посидеть поработать, но с ней такая же история! К примеру, в Лаппенрантском университете в Финляндии можно прийти позаниматься в любой день недели и даже суток(!), достаточно просто иметь электронную студенческую карту, к которой привязаны доступы к конкретным ресурсам.

Похожая проблема и со спортивным залом. На первый взгляд возможность за 26 евро в год получить доступ к 17 видам спорта которыми можно заниматься хоть всеми сразу кажется фантастикой. Но каждый вид имеет очень жесткое расписание, например, в тренажерный зал можно ходить 3-4 раза в неделю по 2 часа. То, что там очередь к каждому тренажеру я не жалуюсь. Проблема опять в том, что в выходные, праздники и во время школьных каникул (которые тут 4 раза в год, например сейчас двухнедельные каникулы, которые к нам не относятся) ничего не работает. Последнее больше особенность Франции и провинциального города в частности нежели конкретного учебного заведения.

Далее, что мне не нравится это столовая. С одной стороны она по местным меркам дешевая (за 3,50 можно получить полноценный обед, а за 5 уже с салатом/десертом), но с другой качество и главное выбор еды оставляет желать лучшего. Кто меня знает не даст соврать, я никогда не был привередлив в еде, но здесь она правда не очень. Иногда недоготовленная, иногда недосоленая, иногда попросту холодная. Плюс добавьте, что столовая работает только 2 часа в день во время обеденного перерыва. То есть такого чтобы купить абонемент и ходить питаться на завтрак-обед-ужин как это сделано, например, в Чехии здесь нельзя. Это очень большой недостаток. Поэтому приходится готовить обед дома и носить с собой. Я люблю это дело, но на это уходит немало времени, особенно это критично во время экзаменов.

На этом с техническими средствами и сервисами все, теперь о самом главном, о самом образовании. Все положительные моменты я уже описал в предыдущей заметке, теперь об отрицательных. Первое, здесь нельзя выбирать предметы, как это сделано в других европейских вузах и просто потому что выбирать просто не из чего. Когда у нас пропал преподаватель для 3D Computer Vision нам просто заменили предмет на Компьютерные сети. Мы спросили, а почему не скажем на курс по Big Data, все-таки сети к нашей специальности не имеют отношения? На что нам ответили готового курса по Big Data нет и пройдет немало времени пока мы его согласуем с администрацией в Лионе, а пока можем вам предложить… компьютерные сети.

Следующая проблема, это качество материала по которому мы учимся. Некоторые курсы построены по французским учебникам и если хочется иметь книгу на английском приходится искать самому. На некоторых предметах качество слайдов оставляет желать лучшего, некоторые попадаются вообще безобразные. Бывает они просто откуда-то неумело скопированы, бывает просто переведены на скорую руку с французского. Как результат, много встречается слов и даже целых фраз на французском. К примеру слово "Exercise" почти везде написано "Exercice". Когда спрашиваешь преподавателя что это такое, отвечают: "Это - френглиш". Встречаются и опечатки, бывает не понятно то ли ошибка в исходных данных, то ли в условиях задачи. По одному предмету преподаватель был плохо подготовлен к занятиям, менял слайды на ходу и было трудно писать комментарии. В России вообще нету культуры слайдов как таковых и раздачи распечаток (так называемый handout), поэтому тут трудно сказать что лучше, но в других европейских вузах я знаю таких проблем не бывает. Некоторые студенты шутят, что это не университет, это камеди клаб.

Еще одна особенность — это оценки за экзамены. Почти всегда преподаватели "играют с цифрами". Высчитывают средний балл по группе и умножают все оценки на определенный коэффициент, чтобы в среднем получилось 10 из 20. Почти всегда это идет на пользу, но может и нет. Это не очень хорошая практика.

Есть еще острая проблема недостатка времени и отсутствие возможности что-либо выбирать, к примеру, идти на лекцию или остаться дома доделывать лабораторные. Тут можно долго рассказывать о причинах почему так происходит, как результат в первом семестре у нас было 10 предметов и столько же экзаменов, что довольно много, при том что во втором только 5. При этом присутствие на всех занятиях обязательно и посещаемость отмечается. Многие иностранцы шутят, что все как в средней школе, не как в университете. Не знаю, я не учился в зарубежной школе, в российской было все намного суровее) Хотя не помню, чтобы в ЛЭТИ на лекциях отмечали посещаемость.

Резюмируя все высказанное, решать вам на сколько это все критично для вас и стоит ехать сюда или нет. Я следую жизненным принципам "лучше пожалеть о том что сделал, чем о том что не сделал" и "даже плохой опыт может стать отличной историей". Лично я сделал свой выбор и пока не жалею об этом, чего и вам желаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий