7 мая 2016 г.

Кто такие учёные

Закончив второй семестр и сдав все экзамены я устроился на стажировку в местную университетскую лабораторию (в какой-то степени мне повезло, на моей программе это обязательно) и собираюсь рассказать в этой заметке кто такие учёные. 

Я всегда думал, что учёные - это такие "энштейны", люди со сверх способностями, которые каждый день делают важные научные открытия и тем самым двигают науку вперёд. И когда меня спрашивали почему я не хочу стать учёным, я удивлялся и отвечал что-то вроде - посмотрите на меня, я что похож на гения? Я же с тройками учился, какой из меня учёный. На самом деле только сейчас находясь во французском вузе я понял что я сильно ошибался.

Когда два американца изобрели в гараже компьютер, а потом построили на этом месте Силиконовую долину - в России бытует мнение, что наука должна развиваться именно по такой схеме, а не как у нас - приказали построить Сколково, выделили деньги, набрали народ и пусть там делают открытия. Это неправильное мнение, наука должна развиваться именно таким образом, как в Сколково - есть финансирование, есть люди, которые могут и хотят заниматься наукой, пусть занимаются. К слову, во Франции именно так и происходит. Конечно, в идеале нужно набирать только "энштейнов", но много ли их в стране и все ли из них хотят заниматься такой работой? Наука держится не на гениях, а на простых исследователях, среди которых не только профессора, но и магистры, инженеры и прочие PhD студенты. 

Если коротко суть работы учёного заключается в следующем. В начале выбираешь тему исследования (или тебе её даёт твой научный руководитель). В моём случае было предложено несколько тем из разных предметов и у каждой был свой супервайзер, человек из команды преподавателей который уже работал над этой проблемой или хорошо знаком с предметной областью. Тема может представлять собой абстрактную или вполне конкретную идею которую надо попытаться развить или же просто статью из научного журнала с уже некоторыми результатами. Каждая такая тема подразумевает некоторый срок, то есть всю жизнь заниматься одной такой задачей вам не дадут. В конце срока вне зависимости от результатов делается подробный отчет, который помещается в местную копилку (архив) лаборатории. 

Следующая тема может браться из этого архива и изучаться, и развиваться по такой же схеме. Иногда (то есть очень редко) из этого получаются какие-то серьёзные открытия, которые меняют мир. Чаще всего, человек может прожить жизнь и ничего такого не открыть. Так в чем же тогда смысл работы учёного спросите вы? А смыслов тут несколько. Во-первых, таким образом наука живёт, знания не забываются и передаются от одного ученого к другому. Во-вторых, такой человек полезен как преподаватель, изучав к примеру случайные числа в течении нескольких лет сможешь с лёгкостью преподавать Статистику и Теорию вероятности в университете. Кстати, наши преподаватели так и делают – часть времени занимаются исследованиями и часть преподаванием. И наконец, к таким ученым иногда приходят люди из индустрии за советами или даже какими-то конкретными решениями, когда нужно решить какую-нибудь инновационную задачу. Более того, в некоторых компаниях даже есть позиции учёных. Например, один сокурсник из параллельной группы, занимающейся изучением цвета как науки, получил такую позицию в Sony Pictures в Канаде. Так что, как видите, у всего этого есть вполне конкретные применения. На этом на сегодня все, о том, как проходит рабочий день учёного расскажу как-нибудь в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий