8 апреля 2016 г.

Сравнение образования в России и за рубежом

Существуют два противоположных мнения: первое что в России очень сильная школа, намного лучше западных, второе - образование за рубежом лучше чем в России. Давайте попробуем разобраться. Сейчас когда я наконец получил оценки за все экзамены с прошлого семестра и узнал что все сдал с первого раза могу себе позволить написать такую статью :)

Я считаю, что в России дают намного больше, чем на западе, но получить это может только очень способный и мотивированный на учебе ученик. Говоря проще, российская система образования ориентирована на "энштейнов", в то время как западная больше на обычных людей, можно сказать троечников. За время своего обучения в ЛЭТИ я видел таких гениев единицы. Отправь такого студента в обычный не рейтинговый европейский вуз как University Jean Monnet и как мне кажется ему там будет скушно и он получит меньше знаний, чем мог бы получить на родине. Скорее всего это пережиток советских времен, тогда шли в университет не все кому не лень, а кто действительно этого хотел. Сейчас же высшее образование стало чем-то более обыденным и почти обязательным как учеба в школе. Поэтому оно должно быть доступно (в плане сложности обучения) большему числу обычных людей.

Второе "за" в пользу западной системы, в том что она более гибкая. Не для кого не секрет что в России встречаются экзамены которые обычному среднему студенту без списывания просто не сдать. Меня это тоже затронуло, я не был гением. Если делать это не очень нагло, преподаватели закрывают глаза. При этом еще если писать ответ своими словами это как правило не ценится, в большинстве случаев ожидается ответ слово в слово словами лектора. Мне это всегда не нравилось, но я не мог ничего с этим сделать. В Европе же экзамены письменные и на большинстве из них можно пользоваться любыми печатными или письменными материалами кроме книг (потеряешь очень много времени если будешь листать книгу). Экзамены построены таким образом, что если ты не готовился/не владеешь предметом никакие распечатки тебе не помогут (за время экзамена решишь одну задачу из пяти, получишь 4 балла из 20 и что с этого?). То есть тупо заучивать наизусть или просто списывать не нужно, все на понимание и на умение решать задачи. Есть небольшой процент экзаменов где учить все-таки нужно, но они сдаются в виде теста. Тесты здесь очень грамотно подобраны, бывают вопросы где может быть любое (!) количество правильных ответов. Если отвечаешь на вопрос неправильно получаешь минус бал (!) Поэтому тактика на таком экзамене - не уверен не обгоняй не отвечай и получишь за вопрос ноль, иначе рискуешь "уйти в минус" если отвечать наугад. И наконец, бывают экзамены на которых надо все-таки что-то знать наизусть, но объем материала таков что все выучить невозможно. В России не стали бы парится, все сидели бы и списывали, а кто не списывал получил бы тройку в лучшем случае. Здесь в таких случаях где без "списывания" не обойтись, студентам идут на встречу и разрешают сделать официальную "шпаргалку" размером в 1 лист А4. Кто-то скажет это много, поверьте, мне для Artificial Intelligence двух сторон не хватило. К тому же пока делаешь такую шпору это хороший способ повторить курс и систематизировать знания. В Китае пошли еще дальше, там эту шпаргалку еще надо сдавать после экзамена и она будет оцениваться отдельно, как вам такое? Это то чего не хватает нашей системе образования - гибкости по отношению к текущему уровню студентов.

Третье очко в пользу запада, что здешняя система более модная. Кто-то скажет, что это чушь, а я скажу что это очень важно. Нужно как-то периодически мотивировать студентов, особенно во время "скушных", но важных предметов. Показывать смешные картинки на лекциях на тему изучаемого предмета, отрывки видеороликов и фильмов (например, на лекции по Компьютерным сетям смотрели отрывок из сериала "Компьютерщики" или на Введении в искусственный интеллект отрывок из "Монти Пайтон" на тему логики). Это то чего мне кажется не хватает российской системе образования. Это же так просто потратить 5 мин на лекции и весь остаток дня пройдет в другом настроении, по крайней мере точно снимет сон. Или еще пример, на экзамене по Семантическим сетям была зарисовка про один из последних концертов Нирваны во Франции. Где вы встречали на экзамене элементы неформальной культуры? Нашему образованию не хватает такой модной обертки. Еще один пример. Был у меня такой предмет в ЛЭТИ как Компьютерная графика, более мутного и нудного предмета и вспомнить сложно. Изучали азы Image processing (Обработки изображений) на доске с мелом и еще делали лабы на C++ с какими-то вычислениями. Я только недавно когда у меня начался Computer Vision понял о чем это все было и что оказывается я это уже изучал. Но неужели так сложно было нарисовать на доске смайлик 5х5 точек, представить его в виде матрицы и умножить на матрицу поворота? Сразу бы стало понятно о чем этот предмет и как его можно применять на практике. Потом можно было бы на лабах открыть какое-нибудь изображение в Матлабе, применить фильтр Гаусса, это же так просто, сразу бы у всех поднялся интерес. Все же для этого было: компьютерные классы, Matlab, но я к примеру не до конца понимал что же мы делаем. Кто-то скажет, сам виноват, не проявлял инициативы. В западной школе это задача преподавателя заинтересовать студента, а не наоборот. В этом мне кажется и кроется еще одно основное отличие.

Я закончил СПбГЭТУ "ЛЭТИ". Сказать что ничему не научили не могу, иначе я не смог бы сейчас продолжить обучение во французском университете. Дали очень хорошие основы математики и программирования, но все остальное (чего было большинство по времени) лично для меня прошло попросту мимо. В советское время наша система образования считалась одной из лучших в мире, но мир не стоит на месте. Страна тоже изменилась, поменялись нравы, интересы, ценности. Так и образование требует серьезного обновления. Я надеюсь мою заметку увидят будущие преподаватели и смогут как-то подействовать на то что происходит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий